Новости

Главная Новости

Минтранс предложил включить Большой порт Санкт-Петербург, порт Восточный (Приморский край) и порт Владивосток в перечень пунктов пропуска через границу товаров, находящихся под продовольственным эмбарго. Пропуск санкционной еды будет разрешен только для ее дальнейшего транзита по территории России. Об этом говорится в проекте постановления правительства, который Минтранс разработал и разместил для общественного обсуждения.

Сейчас пропуск в Россию санкционной еды (и только для транзита) разрешен в 10 железнодорожных пунктах пропуска через границу и 20 автомобильных. Ввоз санкционных продуктов через порты пока невозможен, говорит представитель Минтранса.

 

Включение портов в список пунктов пропуска позволит создать новый транзитный коридор мультимодальных поставок продовольствия из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион, он заменит неудобный, длинный и проходящий вне России маршрут через Суэцкий канал, следует из пояснительной записки к проекту Минтранса. Сформируется и ряд других транзитных направлений: так, через Санкт-Петербург пройдет маршрут в Казахстан, через порт Владивосток продовольствие из США пойдет в Монголию и страны Центральной Азии, рассчитывает Минтранс.

"Открытие трех портов для пропуска санкционных товаров увеличит количество их перевозок на 10 000 единиц в год", – рассказал "Ведомостям" представитель Минтранса. Перевозка означает доставку одного контейнера или одного вагона, пояснил представитель оператора "РЖД логистика". В абсолютном значении предлагаемая мера увеличит число перевозок до 82 000 единиц в год, или на 14%, уточнил представитель министерства.

Бизнес видит у предложения Минтранса гораздо больший потенциал.

"Грузопоток только продовольственных товаров на новых транзитных коридорах к 2022–2024 гг. может достичь 50 000 контейнеров в год", – говорит представитель крупнейшего в мире морского контейнерного оператора Maersk. Maersk также является крупным акционером Global Ports, ведущего российского оператора по перевалке контейнеров в портах, работающего в том числе в порту Санкт-Петербурга. "Сейчас европейские грузоотправители везут товары в Китай, Японию, Корею и другие страны Юго-Восточной Азии через Суэцкий канал, новый маршрут позволит существенно ускорить перевозку", – рассчитывает представитель Maersk. С учетом вместимости рефрижераторного контейнера в 2 TEU (twenty-foot equivalent unit, TEU, "20-футовый эквивалент" – условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) грузоперевозки увеличатся на 100 000 TEU в год, уточняет он.

Для сравнения: в январе – июле 2020 г. по сети РЖД на импорт, экспорт и транзитом было перевезено рыбы, овощей, фруктов и других продовольственных товаров в объеме 103 000 TEU. При этом на транзит из этого объема было поставлено около 20 000 TEU. Основными проходящими через порты товарами могут стать мясо, рыба, молочная продукция из Европы, говорит представитель Maersk.

Продовольственное эмбарго действует в России уже шесть лет. С августа 2014 г. запрещен ввоз продуктов из Европы, Канады и США в ответ на введение этими странами экономических санкций против России. Под запрет попал импорт из этих стран мяса, рыбы и морепродуктов, сыров и молочных продуктов, овощей.

Предложенная мера стимулирует наращивание объемов контейнерных перевозок. "Из-за санкционных мер Россия была исключена из некоторых мультимодальных перевозок, а потенциал по поставкам в Казахстан и Среднюю Азию сохраняется очень большой", – поясняет гендиректор компании "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров.

"Трансконтейнер" намерен участвовать в перевозках продукции, производимой на территории европейских стран, в Китай, Республику Корею, Японию. Мы видим высокий потенциал в данном бизнесе на фоне повышенного спроса на импортные товары в странах АТР", – сообщил "Ведомостям" директор по продажам и клиентскому сервису компании Никита Пушкарев. Представитель Fesco также приветствует включение портов в список пунктов пропуска.

Сейчас грузоотправители по России платят за обязательную услугу наличия навигационной пломбы, которая отслеживает движение груза и обеспечивает его сохранность, посуточно, в том числе во время простоя вагонов или контейнеров на ремонте, сообщил "Ведомостям" сотрудник одной из компаний – операторов транзита. Стоимость пломбы составляет 2500 руб. в сутки, услуга по ее наложению и снятию – около 1000 руб., согласно данным тарификации Центра развития цифровых платформ (ЦРЦП), которая является "дочкой" оператора "Платон". Но даже в этом случае за счет более быстрого маршрута затраты грузоотправителей сократятся по сравнению с маршрутами в обход России, уточняет источник.

"Использование транспортной сети РФ по сравнению с обходными сухопутными маршрутами уменьшает затраты перевозчика на 25–30%. Экономию дают сокращение сроков поставки товаров на 2,5–4 суток, количества пересечений границы (два через РФ, от пяти до семи на обходных маршрутах) и сопутствующих им расходов на топливо, зарплаты, амортизацию, оформление и перевод транспортной документации и другие расходы", – говорит представитель ЦРЦП. Маршрут через территорию России позволяет экономить до $5000 с каждой перевозки, добавляет он.

В случае выбора морского пути длительность маршрута составляет от 30 до 46 дней. Транзит через территорию России в этом случае сокращает срок доставки товаров до среднего значения 14 дней при той же стоимости, что и перевозка морем.

Ключевая задача Торгового представительства России в Азербайджане на 2020 год совместно с российскими и азербайджанскими органами власти - это обеспечить беспрепятственное движение товаров между двумя странами, поддержать товаропроизводителей и экспортеров в это непростое время.

Об этом сообщил Trend торговый представитель РФ в Азербайджане Руслан Мирсаяпов.

 

По его словам, с самого начала ограничительных мер, введенных Оперативным штабом при Кабинете министров Азербайджана, Торговое представительство России в Азербайджане подключилось к решению различных вопросов, возникавших у экспортеров и импортеров двух стран по особенностям ведения бизнеса в период карантина.

"Свою работу мы осуществляем под руководством Посольства России в Азербайджане и оперативного штаба по координации работы и выработке стратегических подходов к продвижению российской продукции на внешние рынки под руководством Министра промышленности и торговли РФ Мантурова",- заявил он.

Как отметил Мирсаяпов, сотрудники Торгового представительства и представительства Российского экспортного центра (РЭЦ) ежедневно обрабатывают заявки от российских предприятий, общественных объединений, региональных властей по возможностям поставок российской продукции в Азербайджан.

"Каждую неделю при поддержке Минпромторга России и Российского экспортного центра мы проводим онлайн-консультации для региональных центров поддержки экспорта и отдельных экспортеров.Наша деятельность не была бы такой эффективной без поддержки и конструктивного диалога с азербайджанскими коллегами",- подчеркнул представитель.

Касаясь темы поддержки государственных ведомств, Мирсаяпов отметил, что в данный период организация оперативно взаимодействовала с Министерством экономики Азербайджана, Государственным таможенным комитета Азербайджана, Фонда поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO).

"Совместно с моим визави в Москве – Торговым представителем Азербайджана в России Русланом Алиевым – мы провели серию консультаций и круглых столов онлайн по наиболее важным направлениям двустороннего сотрудничества (фармацевтика, логистика, агропромышленный комплекс, интернет-торговля) с привлечением заинтересованных предпринимателей Азербайджана и России",- также отметил представитель.

Граждане могут столкнуться с сокращением ассортимента мороженого или с ростом цен на него. Как заявляет бизнес, это произойдет, если в 2021 году введут маркировку мороженого весом менее 100 г. Компания "Юнилевер" обратилась к министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву с просьбой приостановить ее. В противном случае компания понесет убытки: как минимум 1,2 млрд рублей.

В письме сказано: все стадии производства и отгрузки мороженого обеспечены низкотемпературным режимом, а технологический цикл включает в себя высокоскоростные автоматизированные линии. Сама продукция выпускается малыми порциями (80% ассортимента имеет вес не более 100 граммов), а норма прибыльности у нее предельно низкая (90% рынка приходится на товар стоимостью не выше 70 рублей). При этом уровень контрафакта в отрасли ничтожный, отмечается в обращении.

 

Зампред правления Союза мороженщиков Геннадий Яшин сказал "Известиям", что отрасль поддерживает позицию компании. По оценкам организации, затраты индустрии на приобретение кодов за 50 копеек каждый приведут к повышению себестоимости продукции на 2,5–6%, а розничная стоимость вырастет на 25–30%. Об этом союз сообщил в письме вице-премьеру Виктории Абрамченко и министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву 18 августа (есть у "Известий").

Исполнительный директор ассоциации "Русбренд" Алексей Поповичев сказал "Известиям", что дополнительная финансовая нагрузка на компании из-за маркировки подтолкнет их сократить ассортимент мороженого либо повысить цену на него.

Правительство РФ может начать с 1 октября 2020 года эксперимент по маркировке табачных изделий, потребляемых с применением устройств для нагревания табака, а также курительных смесей для кальяна, не содержащих табак.

Соответствующий проект постановления кабмина опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

 

"Проект постановления устанавливает правовые основы проведения эксперимента с 1 октября 2020 г. по 31 августа 2021 г. Предусматривается, что участие в эксперименте осуществляется на добровольной основе", - говорится в пояснительной записке к проекту документа.

Отмечается, что проект постановления не противоречит положениям договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам, а также не потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Основания для проведения таможенными органами дополнительных проверок в отношении экспортёров могут быть исключены, а возможности экспортного страхования — расширены. Это предполагает законопроект, который планирует рассмотреть Госдума в ходе пленарных заседаний в осеннюю сессию.

Соответствующие поправки вносятся Правительством в закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Законопроект предусматривает возможность признания экспортеров-резидентов исполнившими обязанность по репатриации валютной выручки при наступлении страхового случая при условии, что сумма страхового возмещения (страховой выплаты) не меньше суммы неисполненных обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту).

 

Также может быть расширен перечень страховых организаций, имеющих право страховать риски резидентов по неисполнению обязательств по репатриации экспортной выручки. Банк России будет формировать список компаний, которым запрещено страховать указанные риски резидентов. Это важно в целях предотвращения незаконного вывода денежных средств за рубеж, пояснил первый зампредседателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Игорь Дивинский при рассмотрении документа в первом чтении 23 июня. Законопроект, по его словам, направлен на либерализацию валютно-экспортного законодательства.

Предлагаемые нормы также исключают основания для проведения таможенными органами дополнительных проверок в отношении экспортёров при получении от банков информации о корректировке стоимости поставленных товаров. Дело в том, что первоначально указанные в декларациях сведения о стоимости экспортируемых товаров впоследствии могут быть скорректированы в случае их порчи, повреждения, утраты или естественной убыли. В качестве документов, обосновывающих изменение стоимости поставленного товара, экспортёры смогут предоставить заключения торгово-промышленной палаты в иностранном государстве или российского торгового представительства, акты приёма-передачи товаров и другие документы. Таким образом, существующий перечень документов, предоставляемых экспортёрами таможенным органам в обоснование недополученной экспортной выручки, существенно расширяется.

Российские угольщики, ОАО РЖД и чиновники жалуются на проблемы с экспортом угля через погранпереходы с Китаем: власти страны снизили объем импорта российского угля по железной дороге в 2020 году на 14%.

По данным ОАО РЖД, сейчас КНР принимает уголь в объеме половины нормы из-за новых таможенных требований к качеству. Российские угольщики считают, что Китай таким образом пытается поддержать собственных производителей. Аналитики подтверждают, что реальных предпосылок к сокращению импорта угля в Китай нет: спрос в стране восстановился. Российская сторона намерена вынести вопрос на межгосударственный уровень.

 

Угольные компании отмечают проблемы с прохождением груза через погранпереходы с Китаем. Как сообщалось в материалах к заседанию рабочих групп Госсовета по направлениям "Энергетика" и "Транспорт" 14 августа, в мае объемы были снижены более чем наполовину. "Простаивают ежедневно 29 поездов с углем, не принимаемых КНР,— сообщается в документах.— Китайской стороной объемы принимаемого угля на 2020 год снижены по сравнению с прошлым годом на 14%". Проблема требует скорейшего решения на межгосударственном уровне, отмечалось в материалах.

О проблеме стало известно еще в начале года, когда КНР резко сократила объемы принимаемого через погранпереходы угля. Тогда за декабрь—январь только в направлении погранперехода Гродеково вводились конвенционные ограничения на 29 дней, что стоило ОАО РЖД более 500 тыс. тонн недопоставленного топлива и объяснялось в том числе общим снижением интереса к импорту российского угля (см. "Ъ" от 31 января). По итогам семи месяцев экспорт угля через погранпереходы на Восточном направлении снизился на 10,7%, до 4,9 млн тонн, следует из материалов ОАО РЖД.

Как пояснили "Ъ" в ОАО РЖД, проблема сохраняется: из-за ограничений приема со стороны КНР на подходах к приграничным станциям простаивает большое количество вагонов с углем. Из-за скопления поездов ОАО РЖД было вынуждено ввести конвенционный запрет на погрузку угля в направлении станции Камышовая с 11 по 20 августа. "Прием грузов китайской стороной проводится на уровне порядка 50% от нормативных параметров",— констатируют в монополии.

По информации ОАО РЖД, полученной от китайских коллег, проблема связана с новыми требованиями таможенных органов КНР к качеству угля.

"В связи с этим на приграничных станциях китайской стороной проводится отбраковка отдельных вагонов с углем по качеству продукции,— поясняют в монополии.— Это нарушает технологию передачи грузовых поездов, увеличивая время на их прием китайской стороной". ОАО РЖД, поясняют там, находится в постоянном контакте с китайскими партнерами. С целью разрешения сложившейся ситуации компанией инициированы обращения в Минтранс, Минэнерго и МИД по выработке совместных решений на межгосударственном уровне. В Минтрансе заявили, что вопрос снижения объемов перевозки планируется обсудить с китайской стороной в рамках Межправкомисии. В Минэнерго, секретариатах курирующего энергетику вице-премьера Юрия Борисова и первого вице-премьера Андрея Белоусова, курирующего транспорт и возглавляющего межправкомиссию Россия—Китай, "Ъ" этот вопрос не прокомментировали.

Российские угольщики считают, что ограничения — это следствие политики властей КНР по поддержке своих производителей. "Пропускная способность пограничных переходов с КНР — достаточная, а снижение пропуска угля через погранпереходы с Китаем связано с искусственным ограничением со стороны китайского правительства для поддержки местных производителей угля,— говорит председатель совета директоров "Колмара" Анна Цивилева.— Мы надеемся на скорое решение данной проблемы, но пока реальных сдвигов в положительную сторону не наблюдается". Источник "Ъ" на металлургическом рынке добавляет, что заводы в Китае сократили закупку угля из-за импортных квот. "Большая часть объемов импорта, который разрешен в соответствии с квотами, уже ввезена или проходит таможенные процедуры",— отмечает он.

Максим Худалов из АКРА отмечает, что удельный вес экспорта угля через погранпереходы в Китай относительно морского экспорта невелик, поскольку он обходится дороже.

Он подчеркивает, что глобального снижения спроса на российский уголь в Китае не отмечается: до мая такое снижение действительно наблюдалось в связи с карантинным фактором, однако с мая спрос как на уголь, так и на руду восстановился, а по руде даже образовался дефицит. Нет признаков и какой-либо предвзятости Китая к российскому импорту, подобной той, что наблюдалась в 2019 году в отношениях КНР с Австралией, когда импорту австралийского угля чинились явные препятствия. По его мнению, у снижения импорта через погранпереходы три причины: эпидемиологическая ситуация, экологические ограничения, которые вводятся Китаем каждую зиму, а также несоответствие российского подвижного состава и угля китайским нормативам.

На разработку субтитров, дубляж и маркетинговое продвижение за рубежом российских фильмов, анимации и ИT-продукции государство выделило 300 млн рублей. Российский экспортный центр (РЭЦ) завершил прием заявок на субсидию и в ближайшее время определит проекты, которые получат господдержку. Программа рассчитана на два года.

Это первая экспортная субсидия, предоставляемая в виде аванса, - компании сначала получают финансовые средства, а потом отчитываются по ним. Это существенно снижает риски экспортеров, так как обычно компаниям приходится тратить собственные средства, а потом по отчету возвращать их за счет субсидий.

 

Согласно постановлению правительства 210 млн рублей рассчитаны на поддержку разработчиков аудиовизуальной продукции, а 90 млн рублей - на поддержку разработчиков программного обеспечения и других ИT-продуктов.

Всего по программе подали заявки 12 компаний на сумму более 392 млн рублей, окончательно проекты-участники отберут на межведомственном комитете минэкономразвития после проверки документов в РЭЦ.

Сейчас у зарубежных онлайн- и ТВ-трансляторов возросла потребность в новом контенте. Нужно ловить момент и продвигать свои продукты, считает Евгения Данильченко, руководитель направления экспорта креативных индустрий РЭЦ. "Мы надеемся в течение сентября завершить отбор проектов, и компании смогут приступить к их реализации", - говорит она. Субсидия позволит компенсировать до 70% затрат компаний. Объем запрашиваемой субсидии не должен превышать 20% плановой экспортной выручки для IT-продукции и 30% для кино и анимации.

В России предлагают создать национальную систему прослеживаемости товаров, ввезённых из-за рубежа. Такой законопроект Правительства Госдума планирует рассмотреть в ходе осенней сессии.

Создание такой системы предусмотрено Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Оно было заключено в Нур-Султане 29 мая 2019 года.

 

Запуск этот системы состоится до вступления Соглашения в силу. Это нужно для апробации контрольных функций, говорится в пояснительной записке.

В связи с этим предлагается внести изменения в Налоговый кодекс, устанавливающие общие положения о прослеживаемости товаров. Согласно проекту, там также пропишут обязанности и меры ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с указанными товарами, порядок уведомления о перемещении и об остатках этой продукции.

Правительство предлагается наделить правом, в том числе, утверждать перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, а также по "установлению перечня субъектов, принимающих участие в организации и функционировании национальной системы".

Законопроектом предусмотрено, что прослеживаемость осуществляется на документарном принципе без нанесения на товар контрольно-идентификационных знаков. Ему будет присваиваться регистрационный номер партии товара (РНТП). Для импортной продукции РНПТ будет формироваться из данных, указанных в декларации на товары, отмечается в пояснении.

В отношении товаров, ввозимых из стран ЕАЭС, а также товаров, ранее ввезённых с территории иностранных государств и находящихся в России, предусмотрено формирование РНПТ налоговыми органами в течение одного дня с момента получения соответствующего документа.

При реализации товара РНПТ включается налогоплательщиком в счёт-фактуру (для плательщиков налога на добавленную стоимость) или документ об отгрузке товаров (для лиц, не являющихся плательщиками НДС), составляемые в электронной форме.

Согласно законопроекту, прослеживаемость прекращается при исключении товаров из перечня и ещё в ряде случаев. Например, при реализации их физлицам для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако контроль будет возобновлён, если товар вернётся в торговый оборот, уточнили в кабмине.

Информацию об окончании прослеживаемости по причинам утилизации товара, его переработки или реализации физическим лицам, не являющимся ИП, налогоплательщики обязаны включать в специализированный ежеквартальный отчёт, представляемый в налоговый орган.

Федеральная таможенная служба будет передавать в Центральный банк России и уполномоченные банки информацию о товарах, которые резиденты продают нерезидентам, чтобы можно было определить принадлежность экспортируемых товаров к категории, в отношении которой предусмотрена поэтапная отмена требования о репатриации валюты. Такое постановление Правительства вступает в силу 21 августа.

Федеральная таможенная служба передаёт информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Центральному банку и уполномоченным банкам для осуществления валютного контроля. Сведения направляются в электронном виде.

 

Новое постановление уточняет перечень передаваемых сведений в связи с тем, что с 1 января 2020 года предусмотрена, в том числе, поэтапная отмена требования о репатриации экспортной выручки в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговых расчётов между резидентами и нерезидентами в отношении продукции несырьевого экспорта, а также поэтапная отмена требования о репатриации резидентами валюты в отношении экспорта сырьевых товаров (нефть и нефтепродукты, газ природный, уголь, отходы и лом металлов, драгоценные камни и другое), отмечалось в пояснениях Минфина.

В частности, в перечень передаваемой информации теперь включен цифровой идентификатор передаваемых резидентами нерезидентам товаров и стоимость передаваемых товаров.

Эта информация позволит определить принадлежность экспортируемых резидентом товаров к товарам, в отношении предусмотрена поэтапная отмена требования о репатриации.

Служащие таможенных органов могут получить полномочия по проведению дознания по делам о контрабанде алкоголя и табака, а пограничники — по контрабанде денежных средств. Такой законопроект Госдума планирует рассмотреть на одном из пленарных заседаний в осеннюю сессию.

Сейчас таможенные органы в полном объеме правомочны расследовать в форме дознания только уголовные дела о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей и контрабандой наличных денежных средств и денежных инструментов.

 

Правительство предлагает разрешить таможенникам проводить дознание по преступлениям, предусмотренным ст. 200.2 УК РФ ("Контрабанда алкогольной продукции и/или табачных изделий"). Пограничники также смогут производить дознание по этой статье и по ст. 200.1 ("Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов").

В правительстве рассчитывают, что внесение указанных изменений позволит снизить нагрузку на следственные подразделения иных правоохранительных органов, в которые, по данным Минфина России, за период с 2014 по 2018 годы таможенными органами было передано по подследственности свыше 8,5 тысячи уголовных дел, а также более 12 тысяч сообщений о преступлениях.

Страница 12 из 22

Наши партнеры

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Статьей 15 пунктом 6 размещаем сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах:

 

Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда (Утверждена 27.02.2017 г.)