Новости

Главная Новости

Закон ограждает российские компании, ввозящие товары без разрешения правообладателя, от возможной гражданской, административной и уголовной ответственности.

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 28.06.2022 N 213-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Законом предусмотрена легализацию параллельного импорта товаров в Российскую Федерацию. Изменения вносятся в статью 18 федерального закона от 08.03.2022 N 46-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 28 июня и вуступает в действие с даты официального опубликования.

Опубликованный сегодня закон ограждает российские компании, ввозящие товары без разрешения правообладателя, от возможной гражданской, административной и уголовной ответственности.

Ранее пунктом 1 статьи 18 федерального закона от 08.03.2022 N 46-Ф3 Правительство РФ было наделено правом определять товары, к которым могут не применяться отдельные положения о защите исключительных прав - на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы.

При этом речь идет только об оригинальной продукции, уже введенной в оборот за рубежом. На данный момент Правительство наделено правом установления соответствующих категорий товаров только в 2022 году!

Перечень товаров , в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации (подпункт 6 статьи 1359 и статьи 1487 ГК РФ) о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы,  устанавливается в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 18  федерального закона от 08.03.2022 N 46-Ф3.

В начале мая был опубликован Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 N 1532 "Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия".

В перечень вошло более 50 категорий товаров, которые стали доступны для параллельного импорта: от растений до лекарств, от мыла до оружия. В части техники и электроники в перечень включена продукция таких брендов, как Siemens, Panasonic, Apple, Intel, Samsung, Dyson, Electolux, GoPro, Asus, JBL, Logitech и многих других. Крупнейшие российские маркетплейсы - Wildberries, Ozon и "Яндекс.Маркет" - заявили о готовности работать с товарами, ввезенными по схеме параллельного импорта.

Как пояснил ранее член комитета Совета Федерации по экономической политике Александр Жуков, инициатива "снизит рост цен на импортируемые товары в связи с действиями недружественных стран". В заключении комитета Госдумы по экономполитике также отмечалось, что закон позволит как обеспечить интересы отечественных потребителей, так и в целом будет способствовать развитию российской экономики в условиях санкций.

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле приняла решение о корректировке формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, подсолнечное масло и подсолнечный шрот.

"Цель такой корректировки - снижение влияния валютных курсов на размер экспортной пошлины и перевод ее расчета в рубли", - сообщается в пресс-релизе на сайте Минэкономразвития.

В сообщении не уточняются детали корректировки, кроме планов перевода пошлины в рубли.

Механизм зернового демпфера действует в РФ со 2 июня 2021 года. Он предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин рассчитывается еженедельно на основе ценовых индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на "Московской бирже", и устанавливается в долларах.

Плавающая пошлина на экспорт подсолнечного масла была введена в РФ с 1 сентября 2021 года. Ее размер составляет 70% от разницы между базовой ценой ($1 тыс. за тонну) и индикативной ценой (среднее арифметическое рыночных цен за месяц), уменьшенной на величину корректирующего коэффициента ($50 за 1 тонну). Эта пошлина устанавливается ежемесячно.

Кроме того, действует экспортная пошлина на подсолнечный шрот. Она рассчитывается по специальной формуле - как разница между индикативной ценой (среднее арифметическое рыночных цен за месяц) и базовой ценой ($185 за тонну), умноженная на величину корректирующего коэффициента (0,7).

В Беларуси легализуют "параллельный импорт", сообщили БЕЛТА в пресс-службе правительства Республики Беларусь.

"Решение о разработке проекта законодательного акта, предусматривающего легализацию "параллельного импорта" товаров, а также возможность использования программного обеспечения и других объектов в цифровой сфере без разрешения правообладателей принято оперативно-ситуационным штабом при Совмине", - рассказали в пресс-службе.

Тем самым будет предоставлена возможность ввозить оригинальный товар не только самим правообладателям объекта интеллектуальной собственности или их официальным дистрибьюторам, но и любым импортерам.

Установление этой временной меры направлено на недопущение дефицита товаров импортного производства и насыщение потребительского рынка, пояснили в пресс-службе.

Белта

TKS.RU

Российские власти пока не намерены вводить запрет на въезд в Россию фур из стран Евросоюза в ответ на европейские санкции. Вместо этого на совещании в Минтрансе было решено ввести мониторинг автомобильных поставок грузов из Европы.

На совещании в Минтрансе в понедельник, 18 апреля, было решено пока не запрещать въезд в Россию фур из Евросоюза в ответ на санкции ЕС в отношении российских и белорусских автоперевозчиков. Об этом РБК рассказали источник, знакомый с подготовкой материалов к совещанию, и собеседник, близкий к одному из его участников.

По словам одного из источников РБК, в совещании, кроме представителей Минтранса, принимали участие чиновники из Минпромторга и других профильных ведомств, а также представители крупного российского бизнеса. Позиция предпринимателей заключалась в том, что такой запрет может нарушить важные поставки оборудования, включая европейские станки, конвейеры, расходные материалы и запчасти, добавляет он.

В итоге вместо запрета было решено ввести мониторинг поставок грузов на фурах из Европы в Россию, рассказали оба источника РБК. Сроки осуществления такого мониторинга не уточнялись, добавил один из них. Представитель Минпромторга отказался от комментариев, в пресс-службах Минтранса и правительства на вопросы РБК не ответили.

Вносимые изменения позволят участникам внешнеэкономической деятельности представлять в налоговые органы документы для подтверждения применения нулевой ставки НДС не только в бумажной, но и в электронной форме.

Госдума приняла в первом чтении законопроект N 90752-8 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования порядка подтверждения права на применение нулевой ставки НДС экспортерами).

Документ (N 90752-8) был внесен Правительством в Госдуму 19 марта 2022 года.

Сейчас нулевой НДС применяется при экспорте, помещении под свободную таможенную зону, ряде процедур реэкспорта. При этом для применения льготы по НДС в налоговые органы необходимо предоставить ряд документов на бумажном носителе: контракт, таможенную декларацию, копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов.

"Законопроект предусматривает отказ от представления экспортером подтверждающих ставку 0% по НДС документов, включая контракт, на бумажном носителе. Вместо этого для экспортеров товаров будет установлена обязанность по представлению в налоговые органы реестров в электронной форме, которые будут включать сведения как из декларации, так и из контракта", - говорится в пояснительной записке.

Кроме того, предлагается сделать единообразным момент определения налоговой базы по подтвержденному и неподтвержденному экспорту товаров. Данные изменения, по мнению авторов законопроекта, позволят налоговикам обрабатывать представленные сведения в автоматическом режиме и упростят процесс сопоставления данных со сведениями, получаемыми от таможенных органов.

В случае принятия закон вступит в силу с 1 октября 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту

Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование процедуры подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при совершении экспортных операций.

Целью законопроекта является упрощение порядка документального подтверждения ставки НДС в размере 0 процентов.

Согласно текущему регулированию для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов по НДС налогоплательщики, осуществляющие экспорт товаров, обязаны представить пакет документов на бумажном носителе, включая декларацию на товары, контракт, копии указанных документов. Порядок представления подтверждающих документов на бумажном носителе существует с 2000 года и к настоящему моменту с развитием цифровых технологий утратил свою эффективность.

С 2015 года у налогоплательщиков появилась возможность представления сведений посредством реестра, однако в соответствии с действующим регулированием такой реестр включает исключительно сведения из деклараций. При этом, как показывает практика, установление возможности представления сведений из деклараций посредством реестра в электронной форме показало свою результативность.

Предлагаемые изменения направлены на упрощение процесса подтверждения ставки 0 процентов по НДС при экспорте товаров путем расширения возможности представления налогоплательщиками необходимых сведений в электронной форме. Законопроект предусматривает отказ от представления экспортером подтверждающих ставку 0 процентов по НДС документов, включая контракт, на бумажном носителе. Вместо этого для экспортеров товаров будет установлена обязанность по представлению в налоговые органы реестров в электронной форме, которые будут включать сведения как из декларации, так и из контракта.

Кроме того, предлагается сделать единообразным момент определения налоговой базы по подтвержденному и неподтвержденному экспорту товаров.

Указанные изменения позволят налоговым органам обрабатывать представленные налогоплательщиком в составе реестров сведения в автоматическом режиме и упростят процесс сопоставления представленных данных со сведениями, получаемыми в электронном виде от ФТС России в рамках информационного обмена.

Таким образом, предлагаемые изменения будут способствовать снижению административной нагрузки на налогоплательщиков и упрощению процесса проверки и подтверждения ставки 0 процентов по НДС для налоговых органов.

В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие проекта федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Правительство приняло решение разрешить ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. Постановление, отменяющее ответственность за так называемый параллельный импорт, подписано.

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства РФ от 29.03,2022 года N 506 "О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы ".

Перечень оригинальных товаров будет формировать Минпромторг России на основании предложений федеральных ведомств.

За легализацию параллельного импорта неоднократно выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ. "В текущих условиях эта мера будет способствовать увеличению количества хозсубъектов, импортирующих товар в Россию, что позволит насытить внутренний рынок оригинальными товарами, а также снизить цены на реализуемую продукцию", - отмечало ведомство накануне в пресс-релизе со ссылкой на статс-секретаря-заместителя руководителя ФАС России Сергея Пузыревского.

"Еще один подписанный документ касается так называемого параллельного импорта. Цель этого механизма - удовлетворить спрос на товары, содержащие результаты интеллектуальной деятельности. До сих пор их нельзя было продать на территории нашей страны без разрешения правообладателя", - сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в ходе заседания президиума правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.

"Такой подход позволит гарантировать поставки товаров в нашу страну в том числе вопреки недружественным действиям иностранных политиков", - отметил глава правительства.

"Недавно принят закон, наделяющий правительство правом определять перечни продукции, в отношении которой фактически устанавливается международный принцип исчерпания прав на товарный знак в случае, когда она продается владельцем в любой части мира", - напомнил Мишустин.

"В отношении товаров из перечня, ввозимых в нашу страну в рамках параллельного импорта, будут осуществляться все необходимые таможенные и контрольные процедуры. Кроме того, продукция будет подлежать гарантированному обслуживанию. В условиях внешних ограничений принятое решение поможет обеспечить внутренний рынок востребованными товарами и позволит стабилизировать цены на них."

 

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции одобрила расширение перечня товаров, на которые временно будет обнулена пошлина при ввозе на территорию РФ.

Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития России (МЭР).

"Объединенный перечень дополнительных предложений пяти стран включает в себя продовольственные товары, химическую продукцию, комплектующие и запасные части для ремонта и обслуживания машинотехнической продукции, сырье, используемое предприятиями легкой промышленности, и иные товары. Решение позволит насытить внутренний рынок необходимыми товарами в текущих условиях", - приводятся в пресс-релизе слова замглавы МЭР Владимира Ильичева.

Свои предложения по дополнению действующего перечня в Минэкономразвития направили Минпромторг и Минцифры, а также ряд государств - членов ЕАЭС, уточняет пресс-служба МЭР.

Подкомиссия также поддержала предложение Минпромторга РФ о введении тарифной квоты в объеме 810 тыс. тонн на экспорт лома и отходов черных металлов. "Внутриквотная ставка экспортной пошлины составит 5%, но не менее €100 за тонну, внеквотная ставка - 5%, но не менее €290 за тонну. Мера будет действовать сроком с 1 мая по 31 июля 2022 года", - говорится в сообщении МЭР.

В министерстве отметили, что данное решение было принято с учетом тенденции к росту цен на данную продукцию на мировом рынке, которая может повлечь ее удорожание в РФ, и как следствие, повышение цен на арматуру и сортовой прокат.

Кроме того, подкомиссия приняла решение увеличить действующие квоты на вывоз азотных и комбинированных удобрений на 231 и 466 тыс. тонн соответственно. "Мера увязана с актуальными балансами производства и потребления данных видов удобрений и позволит нарастить экспорт данной продукции, одновременно обеспечив в необходимых объемах потребности отечественных сельхозпроизводителей", - пояснили в Минэкономразвития.

Российский бизнес предложил обнулить ввозные пошлины на черный и зеленый чай, кофе и тропические фрукты. Такая инициатива содержится в обращении Союза производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз) в Минэкономразвития.

В список также попали некоторые виды упаковки, сахарозаменители, добавки для мясных и колбасных изделий, оборудование, и др. В Руспродсоюзе отметили, что обнуление пошлины позволит снизить себестоимость продукции.

Зампред правления ассоциации Дмитрий Леонов пояснил изданию, что в силу погодно-климатических условий практически всё сырье, ингредиенты и сопутствующую продукцию для чайно-кофейной отрасли закупают за рубежом.

"Текущие сложности в логистике, системе расчетов, привлечении доступных кредитов на пополнение оборотных средств остро сказываются на производстве чая и кофе. Любые меры и механизмы поддержки крайне важны и значимы для бесперебойного производства и обеспечения внутреннего рынка", — добавил он.

Сейчас ввозные пошлины составляют 5-15% от цены поставки. Так, импортеры бананов, фиников и апельсинов платят 5% от стоимости 1 кг. В случае с чаем этот показатель может достигать 12,5%.

В Минэкономразвития 31 марта объявили о расширении перечня товаров, на которые временно будет обнулена пошлина при ввозе на территорию РФ. В него войдут продовольственные товары, химическая продукция, комплектующие и запасные части для ремонта и обслуживания машинотехнической продукции, сырье, используемое предприятиями легкой промышленности, и пр. Кроме того, было поддержано предложение Минпромторга о введении тарифной квоты в объеме 810 000 т на экспорт лома и отходов черных металлов. Внутриквотная ставка экспортной пошлины составит 5%, но не менее 100 евро за тонну, внеквотная ставка — 5%, но не менее 290 евро за тонну. Эта мера будет действовать в период с 1 мая по 31 июля 2022 г.

В середине марта правительство РФ предложило сформировать перечень критически важных ввозимых товаров, для которых нужно упростить процедуры таможенного оформления и на полгода обнулить ввозные пошлины. По данным источников "Ведомостей, речь шла о ввозе отдельных видов овощей и зерновых культур, добавок для производства готовой продукции и детского питания, товаров для производства фармацевтической продукции, а также отдельных видов тканей и нитей, металлической продукции, сырья для производства строительных материалов (мел, глина, добавки для цемента), а также запчастей для воздушного транспорта (двигатели, радиолокационная аппаратура).

В Минсельхозе тогда уточнили, что там подготовили предложения о временном обнулении пошлин на картофель, лук, чеснок, капусту, морковь, какао, фруктовые пюре, а также готовые пищевые продукты, предназначенные для детей раннего возраста, и основу для производства заменителей грудного молока.

С 30 января начал действовать новый Порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС. Обзор изменений для "ЭЖ" подготовила Анна Фомичева, сооснователь мультисервисной SAAS-платформы Digital VED.

С 30-го января 2022 года вступило в силу Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2021 г. № 130 "О порядке ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС", которое пришло на смену Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 № 294. Рассмотрим основные изменения.

Список таможенных процедур сократился. В новом Решении отменена необходимость подтверждения соответствия при помещении товаров под таможенные процедуры временного ввоза, свободного склада и реимпорта. При этом добавлена специальная таможенная процедура.

Ввоз проб и образцов. По сравнению с Решением № 294 при ввозе образцов теперь не обязательно предоставление копии договора/письма от аккредитованного органа сертификации. Таким образом расширяется круг организаций, которые могут быть использованы импортером, если такая возможность предусмотрена техническим регламентом. Также благодаря нововведениям появилась возможность ввозить пробы и образцы для межлабораторных исследований и испытаний без применения мер технического регулирования.

Импорт сувениров и рекламных материалов. Новый НПА разрешает ввозить сувениры и рекламные материалы в количестве, предусмотренном сделкой. Ранее импортеры фактически были лишены возможности ввезти, например десять ручек с символикой фирмы, чтобы подарить их участникам проводимого мероприятия без подтверждения соответствия. Импортировать такую продукцию без подтверждения разрешалось только в единичных экземплярах.

Технические регламенты стали главнее. Практически к каждому исключающему пункту в Решении №130 добавилась оговорка "если иное не предусмотрено Техническим регламентом", что по сути сделало ТР ТС главнее данного Решения. Поэтому в настоящий момент при намерении ввозить продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но в отношении которой не требуется предоставление сертификата/декларации о соответствии согласно Решению, советуем детально проанализировать необходимый ТР ТС, чтобы быть уверенным в отсутствие исключающих положений.

Импортеры комплектующих в замешательстве

Помимо полезных нововведений есть моменты, вызывающие вопросы участников рынка. Так, поправки заставили серьезно понервничать импортеров комплектующих. Всему виной неудачная формулировка – подтверждение соблюдения мер технического регулирования не требуется в отношении комплектующих, которые ввозятся изготовителем исключительно для целей декларанта (если иное не установлено техническим регламентом Союза). Простыми словами, импортер может ввезти комплектующие для производства готового изделия, но только, если данное изделие используется во внутрихозяйственной деятельности декларанта.

Очевидно, что тут нужно разъяснение. И оно есть. На сайте Евразийской экономической комиссии представлена информационная справка по применению нового НПА. Так согласно данному документу, а если точнее, то п. 9 раздела 2, продажа готовых изделий подходит под понятие "исключительно для целей декларанта". Однако теперь импортеру необходимо направлять уведомление в таможенный орган о цели ввоза комплектующих без предоставления сертификатов/деклараций соответствия.

В будущем форму уведомления обещали интегрировать в программные средства и сделать формализованный вид документа. Но пока приходится работать с использованием бумаги и предоставлять в таможню сканированный оригинал, что не очень удобно с точки зрения экономии времени.

Казалось бы, данное разъяснение должно было успокоить взволнованных производителей, но последний абзац вышеупомянутого пункта сохранил интригу. Так подтверждение мер технического регулирования необходимо при ввозе комплектующих, если обязательная оценка соответствия такой продукции предусмотрена техническими регламентами. Получается, что если ТР ТС содержит в перечне ввозимые комплектующие, то независимо от цели ввоза на них требуется оформлять разрешительные документы.

Подводя итоги отметим, что на первый взгляд Решение № 130 более унифицировано чем предшествующий документ и разработано с учетом текущих реалий, однако несмотря на полезные и правильные нововведения есть ряд серьезных моментов, вызывающих вопросы у участников ВЭД. В данной ситуации очевидно, что нужно дополнительное разъяснение от законодателей по применению этого нормативно-правового акта.

Росалкогольрегулирование фиксирует существенное увеличение количества заявлений на получение лицензии на выпуск парфюмерно-косметической продукции, рассказал в интервью "РГ" глава ведомства Игорь Алешин.

"Мы постоянно отслеживаем ситуацию и выявляем возможные риски появления "альтернативных" видов продукции: суррогатов или жидкостей "двойного назначения", которые могли бы составить конкуренцию легальному алкоголю. Конечно, речь не о прямой конкуренции, а об оптимизации затрат путем уклонения от уплаты акцизов и налогов", - пояснил он.

В пример он привел фармацевтический спирт. Раньше его продавалось на 5 млн дал больше. Он легально продавался в интернете: его разливали в подвалах и на рынок выходил нелегальный алкоголь. Как только эта лазейка была закрыта (производителей спиртосодержащих лекарств обязали подключаться к ЕГАИС), примерно 2 млн из этого объема было возвращено в пищевое производство. Но теперь появилась другая лазейка для производства нелегального алкоголя.

"Сейчас "выручает" парфюмерно-косметическая продукция - есть лосьоны с содержанием 70% спирта. И сразу в разы увеличилось количество заявлений на получение лицензии на выпуск парфюмерно-косметической продукции, и отказывать мы в этом не можем", - рассказал Алешин.

Однако, по его словам, Росалкогольрегулирование сейчас готовит предложения по изменению законодательства, чтобы свести на нет и эту возможность.

Страница 4 из 15

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Статьей 15 пунктом 6 размещаем сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах:

 

Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда (Утверждена 27.02.2017 г.)